Цикл лекций «Искусство и политика»: Культурная дипломатия

В нашем все более глобализирующемся мире, где люди могут путешествовать и обмениваться информацией быстрее и эффективнее, чем когда-либо, взаимозависимость между странами продолжает увеличиваться. В результате, успешное межкультурное взаимодействие может стать одной из основных задач в международных отношениях XXI века, и также основным инструментом установления межкультурных связей и понимания между нациями. И одним из способов осуществления успешного взаимодействия между странами является культурная дипломатия.

1000

Что же такое культурная дипломатия?

Согласно определению Института Культурной дипломатии, культурная дипломатия «может быть лучше всего объяснена как образ действий, которые были бы основаны на и активно использовали бы обмен идеями, ценностями, традициями и другими аспектами культуры или идентичности, в целях улучшения взаимоотношений, усиления социо-культурного взаимодействия или продвижения своих национальных интересов». Культурная дипломатия может осуществляться как государственным, так и частным сектором или гражданским обществом.

История

Культурная дипломатия как практика существовала столетиями. Не находясь более на периферии дисциплины международных отношений, культурная дипломатия сегодня – это активно развивающееся и динамичное поле научной деятельности, которое успешно заняло позицию самостоятельной теории и практики.

В то время как сам термин «культурная дипломатия» был зафиксирован только недавно, свидетельства ее применения на практике можно наблюдать на всем протяжении истории. Исследователей, путешественников, торговцев, учителей и художников можно всех считать живыми примерами «неформальных послов» или ранних «культурных дипломатов» (так, установление регулярных торговых путей сделало возможным постоянный обмен информацией и культурными подарками между торговцами и представителями государств).

200

Чтобы выйти за пределы чистой теории и сделать концепцию культурной дипломатии более доступной и вовлекающей, посмотрим на примеры ее воплощения на практике. Мы остановимся на периоде после Второй Мировой Войны, когда различные аспекты культуры стали использоваться для отражения и демонстрации того, что человечество имеет общего. Эти акты культурной дипломатии многие годы служили как своего рода катализатор взаимодействия и прекращения конфликтов.

1945-1991. Культурная дипломатия времен Холодной войны.

«Америка», «СССР», и «Советская жизнь» как инструменты культурной дипломатии времен холодной войны.

300«Америка» была русскоязычным журналом, выпускаемым Информационным Агентством США, который смог избежать строгой советской цензуры и попытался предоставить советской общественности такой взгляд на Запад, который не был бы предварительно профильтрован, взгляд с другой стороны «Железного занавеса». Смерть Сталина привела к обновленному советско-американскому соглашению, подписанному в октябре 1956 года, и к развитию схемы взаимного распространения средств массовой информации. В это время журнал «СССР/ Советская Жизнь» также распространялся в США, причем «Советская жизнь» оставался аполитичным и только демонстрировал советскую культуру (включая культуры меньшинств), науку, образование и повседневную жизнь. «Америка» пыталась пропагандировать преимущества капитализма, но не в политическом значении этого слова. Оба эти журнала выступали своеобразными «окнами» в другую страну и оба пользовались большим спросом в мире, где господствовала ментальность «мы против них». В целом, оба журнала внесли свой вклад в развитие публичной дипломатии между двумя сверхдержавами и оба были направлены на то, чтобы информировать, образовывать и просвещать своих читателей вплоть до 1991 года и развала Советского Союза.

 400

1946

Программа Фулбрайта

500В 1946 году была основана международная программа образовательных обменов «Программа Фулбрайта». Эта программа, спонсируемая правительством США, была запущена с намерением способствовать улучшению понимания между людьми, институтами и будущими лидерами стран всего мира. Сенатор Джеймс Уильям Фулбрайт так сказал о программе: «Она стремится привнести немного больше знания, немного больше мотивации и немного больше сострадания в мировые дела, и таким образом увеличить вероятность того, что народы научатся жить вместе в мире и дружбе». Со времени своего возникновения Программа Фулбрайта дала возможность более чем 325 000 участникам провести исследования за границей и сделала возможным международный обмен людьми, культурами и идеями. Программа Фулбрайта была первым образовательным проектом, который способствовал широкому развитию научного обмена по всему миру.

1950-е и 1960-е

600Американские «Послы джаза»: душа нации, выраженная в музыке
Конгрессмен из Харлема Адам Клейтон Пауэлл мл. был первым, кто предложил вместо симфонических оркестров и балетных групп посылать заграницу джазовых музыкантов. Таким образом, по его словам, мир получит возможность увидеть «настоящую Американу». Джаз был энергичным и вдохновляющим искусством, созданным в Америке и способным увлечь за собой весь мир. Писатель Ральф Эллисон описал его так: «Это художественная копия американской политической системы. Солист может играть все, что он захочет, до тех пор, пока он попадает в темп и гармонию – совсем как в демократической стране, где человек может говорить или делать все, что угодно, при условии, что он соблюдает закон». В турне Послов джаза принимали участие величайшие джазовые музыканты, такие как Диззи Гиллеспи, Луи Армстронг, Бенни Гудман. В то время как имидж Америки по всему миру терял прежний блеск, сердце и душа нации выразили себя в ритме, который весь остальной мир мог понять и оценить. От пыльных улиц Каира до самого сердца Советского Союза, Послы джаза выступали везде, чтобы доказать, что их нация вовсе не «культурно варварская», как часто утверждала советская пропаганда того времени.

1958

Международный конкурс имени Чайковского

Ван Клиберн выигрывает Первый международный конкурс имени Чайковского

Ван Клиберн был американским пианистом, который выиграл в финале первого международного конкурса имени Чайковского в Москве в 1958 году. Своим выступлением он заслужил овации стоя, которые продолжались 8 минут, но когда пришло время называть победителя, судьям пришлось спрашивать разрешения о присуждении первого приза американцу у советского лидера Никиты Хрущева. Когда его спросили, Хрущев ответил: «Он лучший? Тогда дайте ему приз». Когда Клиберн вернулся домой, его приветствовали торжественным проездом по улицам города, и это был единственный раз, когда классический музыкант удостоился такой чести. В своей благодарственной речи музыкант говорил о том, какая это честь не только для него, но и всей классической музыки в целом. Победа Клиберна была важным событием Холодной войны, событием, которое еще долгое время оставалось в людской памяти. Много лет спустя. В 1987, Клиберн был приглашен в Белый Дом, чтобы сыграть в присутствии Президента Рональда Рейгана и Генерального секретаря Михаила Горбачева. Позже он получил как Президентскую Медаль Свободы в США, так и Российский Орден Дружбы. После его смерти, Уолл Стрит Джорнал назвал Клиберна «героем культуры», который «взмыл к невиданным до этого для классическоих музыкантов в США высотам». Агентство Ассошиэйтид Пресс назвало его «редким классическим музыкантом, который пользовался статусом рок-звезды». Успех Клиберна ясно продемонстрировал, как культура и музыка могут смягчить напряженности даже в самые сложные времена.

700

1958

Дипломатия панд

Панды как китайские «посланники доброй воли» к миру

800

Китайская практика преподнесения панд в подарок в качестве дипломатического жеста ведет свою традицию от династии Тан, когда императрица Ву Цетьян (625-705) послала пару панд японскому императору. «Дипломатия панд» вновь возродилась в 1950-е годы, в то время, когда Китайская Народная Республика активно искала способы улучшения отношений с правительствами западных стран, и один из первых обменов произошел в 1958 году. Одним из наиболее запоминающихся примеров этой практики было преподнесение подарка США в виде панды в 1972 году, последовавшее за потеплением в китайско-американских отношениях и визитом Никсона в Пекин. В китайской культуре, панды, со своей черно-белой расцветкой, напоминающей Инь-Янь — древнюю философию гармонии, часто рассматриваемую как основание современной китайской внешней политики — считаются символом мира и дружбы. За последние пятьдесят лет, эти пушистые и все более редкие «посланники доброй воли» стали ценным подарком, отражающим китайскую культуру и ее стремление к мирному сотрудничеству.

900

1987

Программа Эразмус

Расширяя горизонты и способствуя развитию межкультурной осведомленности

эразмус  erasmusПрограмма студенческих обменов «Эразмус» была принята в Европейском Союзе в 1987 году и с тех пор все более расширялась, включая в себя все большее количество стран и уровней обучения. В 2007 году программа Эразмус была включена в «Программу непрерывного образования 2007-2013» Европейского Союза. Со времени ее создания, практически 3 миллиона студентов приняли участие в этих обменах. Программа названа в честь голландского философа Дезидериуса Эразма Роттердамского, который жил в работах во многих местах по всей Европе. Аналогичным образом, эта программа ставит своей целью расширение кругозора молодых людей, помощь им в приобретении ценных навыков, таких как знание иностранных языков, способность приспосабливаться и межкультурная осведомленность.

 б

2004

Институт Конфуция

ьКитайский инструмент Мягкой Силы

Первый Институт Конфуция был создан 21ого ноября 2004 года в Сеуле, Южная Корея. За этим последовало открытие сотен других Институтов в десятках стран по всему миру. Штаб-квартира Института Конфуция расположена в Пекине, поскольку программа контролируется и управляется Международным Советом китайского языка, некоммерческой организацией, которая сотрудничает с китайским правительством. Институты Конфуция по всему миру обладают множественными функциями, связанными с приведением в жизни стратегии « мягкой силы», принятой китайским правительством, такими как продвижение и обучение китайскому языку и культуре за границей, а также поощрение торговых отношений с КНР. В данном случае, культурная дипломатия активно используется Китаем для создания благоприятного имиджа экономического гиганта.

2013

Баскетбольная дипломатия

В сентябре 2013 года профессиональный американский баскетболист в отставке Деннис Родман объявил, что он принял должность главного тренера северокорейского национальной сборной по футболу. Хотя изначально поездка Родмана была довольно противоречивой, сейчас она все чаще рассматривается как показательный пример двустороннего, неправительственного сотрудничества, который косвенно способствовал смягчению напряженностей в отношениях между США и Северной Кореей. Очень немногие американцы обладают возможностью посетить Северную Корею и ни одному северокорейскому лидеру не был дозволен въезд в США. Как таковой, поступок Родмана был выдающимся событием, особенно учитывая, что он произошел менее года спустя после того, как Пхеньян угрожал всему западному миру ядерной атакой. Сотрудничество между «плохим мальчиком», татуированным и грубо выражающимся американским звездой спорта и Ким Чен Ыном это потрясающий пример культурной дипломатии посредством спорта. Менее политизированный подход, который не несет в себе прямого политического престижа или дипломатического признания, может оказать положительное влияние на официальные отношения между странами.

 т

Действительно, любой человек, который взаимодействует с разными культурами (сейчас или в прошлом), способствует определенной форме культурного обмена, который может происходить в различных сферах, таких как искусство, спорт, литература, музыка, наука, бизнес и экономика и во многих других.

В результате взаимодействия людей, языкового и религиозного обмена, а также обмена идеями, произведениями искусства и общественными структурами, отношения между различными группами постоянно улучшаются.

Важность культурной дипломатии

Во все более взаимозависимом мире, в котором распространение технологий массовой коммуникации обеспечивает нам всем более широкий доступ друг к другу, чем когда бы то ни было, культурная дипломатия становится решающим элементом для обеспечения мира и стабильности по всему миру. Культурная дипломатия, когда она изучается и применяется на всех уровнях, обладает уникальной возможностью влиять на «глобальное общественное мнение» и мировоззрения отдельных людей, сообществ, культур или наций.

ж

Автор: Фокавина Юлия.
Предыдущая лекция: «Искусство работает». Национальный Фонд Искусств

Запись опубликована в рубрике Лекторий с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Цикл лекций «Искусство и политика»: Культурная дипломатия

  1. Уведомление: «Искусство работает». Национальный Фонд Искусств | Asa Art Group

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *