Русский авангард от Шагала до Малевича представлен в венской «Альбертине»

Мы недаром стремились побывать на грандиозной выставке русского искусства начала ХХ века, которая проходит в одном из лучших мировых музеев. Шагал, Малевич, Кандинский, Филонов, Серебрякова, Гончарова, Ларионов, Григорьев, Петров-Водкин, Экстер, Альтман, Татлин, Лисицкий, Родченко… Не просто «звездные» имена и знаковые работы, но еще и блестящее представление феноменального явления в мировой культуре: смотрим и размышляем вместе с нашим автором.

О русском авангарде читайте тут.

Марк Захарович Шагал. К моей невестеМарк Захарович Шагал

К моей невесте
XX

Один из главных музеев Вены, периодически попадающий на страницы всех искусствоведческих обозревателей мира, художественная галерея Albertina вновь в центре внимания. На сей раз поводом стала выставка с громким претенциозным названием «Русские авангарды: от Шагала до Малевича». Опустим политический момент этнического происхождения Марка Шагала и Казимира Малевича и отправимся насладиться искусством, ведь если что сегодня и можно противопоставить играм властей и войнам народов, то это как раз искусство. Особенно если оно прошло проверку временем и выставляется в Вене.

Натан Альтман. Анна АхматоваНатан Альтман

Анна Ахматова

Казимир Северинович Малевич. АвиаторКазимир Северинович Малевич

Авиатор
1914

Михаил Федорович Ларионов. Офицерский парикмахерМихаил Федорович Ларионов

Офицерский парикмахер
1909, 89×117 см.

Борис Дмитриевич Григорьев. Портрет Всеволода Эмильевича МейерхольдаБорис Дмитриевич Григорьев

Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда
1916, 247×163 см.

На выставке — 130 шедевров. О ее масштабе и уровне можно судить и по тому, что из Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) в Вену привезли даже «Черный квадрат» Малевича.

Работа Бориса Григорьева, фото с выставки — Артхив
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Тревога

Конечно, сам жанр «русских авангардов» (множественное число здесь употребляется намеренно, с желанием подчеркнуть разнообразие возникших одновременно стилей) неразрывно связан с политической составляющей начала XX века — не просто так в разных залах мы встречаем мониторы, на которых демонстрируются компиляции из кинохроник тех времен: мы увидим и постепенно зарождающиеся революционные настроения, служащие естественным народным ответом на бессмысленное участие в Первой мировой войне, и даже, ближе к концу экспозиции, жутковатый кинофильм о создании культа личности Иосифа Сталина.

Историческую подоплеку авангарда подчеркивает и то, что в одном из залов посетителей встречает и небольшой памятник Владимиру Ильичу Ленину.
Изображаемый почти всегда одинаково, Ленин тоже стал в художественном смысле символом авангардистским, хотя бы благодаря несчетному количеству повторений, выступающих противовесом любой городской индивидуальности.

Константин Федорович Юон. Комсомолки. Подмосковный молоднякКонстантин Федорович Юон

Комсомолки. Подмосковный молодняк
1926

Изначально милитаристский термин, авангард (фр. avant-garde) или буквально «передовой отряд» и означал реакцию художника (в обширном понимании этого слова, как англ. artist) и творческих группировок на происходящее в окружающем мире. Футуризм (одно из главных авангардистских направлений — в первую очередь, правда, в литературе) стихами Маяковского очень точно обозначил превосходство политической составляющей над личной славой:

Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь…
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.

Натан Альтман. ПетрокоммунаНатан Альтман

Петрокоммуна
1921
Впрочем, создатели экспозиции подчеркивают, что не так важна сегодня та программная часть творчества, как ее форменное выражение. Буквально в начале выставке нас встречают две картины художника Натана Исаевича Альтмана — это известный кубический портрет Анны Андреевны Ахматовой, встречаемый часто в учебниках по литературе, и картина «Петрокоммуна», напоминающая агитационную листовку. Первая была создана в 1914 году и узнаваема до сих пор, найти вторую (год 1921) в поисковой системе Google, не зная точного названия, довольно проблематично. За 7 лет художник нашел, о чем писать в своем прорывном стиле, но мы видим, что именно фирменный стиль увековечил его имя, а никак не позже обретенное смысловое направление творчества.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. ФантазияКузьма Сергеевич Петров-Водкин

Фантазия
1925

Тем любопытнее на этой выставке картины, лишенные пропагандистской составляющей вовсе

Зинаида Евгеньевна Серебрякова. БаняЗинаида Евгеньевна Серебрякова

Баня
1913

Не только сами известнейшие и яркие работы, но и намеренное их противопоставление — часть общей «игры на публику» данного вернисажа: ясная, светлая работа Серебряковой, воспевающая красоту женского тела, и карикатурная «Венера» Ларионова — весьма неожиданный спецэффект…

Михаил Федорович Ларионов. Венера и МихаилМихаил Федорович Ларионов

Венера и Михаил
1912, 85.5×68 см.
Из работ, которые, отражая суть века перемен, не являются все же политизированными, возьмем, к примеру, «Велосипедиста» Натальи Гончаровой — изображение движущегося на велосипеде человека, вокруг которого рассыпаны буквы и слоги, легко складывающиеся в голове в стандартные городские вывески начала 20 века.

Наталья Сергеевна Гончарова. ВелосипедистНаталья Сергеевна Гончарова

Велосипедист
1913, 78×105 см.
Подобранными цветами, направлением движением велосипедиста (движение вперед обычно выражается слева направо, герой же картины движется как раз назад) и смешением букв с вывесок Гончарова будто показывает непонимание человеком окружающего торжества урбанизма. Парадокс заключается в том, что человек уже сам невольно стал частью этого будущего, ведь велосипеды в своей современной форме появились только ближе к концу 19 века.

Как понимать русский авангард? Объясняют на выставке… Фото — Артхив
Подобным образом сегодня можно со смартфонов фотографировать старинные особняки, выкладывать результат в социальные сети и ужасаться тому, что ты родился не в то время. Авангардизм очень точно и очень тонко чувствовал это внутреннее человеческое противоречие, пытаясь решить его поиском новых форм.

Наталья Гончарова. «Голубая корова», 1911

Интересный момент: выставка получила название «От Шагала до Малевича», что может показаться странным, ведь Шагал и родился, и умер позже Малевича — на 8 и 50 лет соответственно.

Марк Захарович Шагал. Еврей в красномМарк Захарович Шагал

Еврей в красном
1915
…Вот только Марк Захарович авангардистом является в более советском понимании этого термина — он противопоставляется реализму. Свое творческое кредо сам Шагал формулировал следующим образом: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником».

Его творчество пропитано переосмыслением еврейского фольклора и даже каких-то поговорок на идише в изобразительном искусстве. Казимир Малевич же был авангардистом по собственному решению — тот же Шагал был для него представителем старой школы, той, которая времени не соответствует, и с монополией которой следует потому бороться, не покладая рук и кисти.
Марк Захарович Шагал. Скрипач

Мрачные «Скрипач» и «Красный еврей» Шагала демонстрируют его живой интерес к теме своего народа, на тот момент еще и не мечтающего о получении государства, а живущего по всевозможным закуткам всего мира, в том числе и в родном для Марка Шагала Витебске. Выпадение этого народа из общей картины мира как раз и обусловливает его попадание на картины Шагала.

Лишенная еврейской тематики, заглавная картина выставки «Прогулка» (именно она смотрит на венцев со всех афиш) сочетает в себе сразу несколько смыслообразующих элементов — это и женщина, которая держится за руку мужчины и одновременно парит над землей, и накрытый на холмах за городом пикник, красной скатертью выделяющийся среди всех цветов картины, и сливающийся с природой город, виднеющийся вдали за героями.

Марк Захарович Шагал. ПрогулкаМарк Захарович Шагал

Прогулка
1918
И опять мы видим отрыв от привычного: от города, от цвета и, в конце концов, от земли. Этот отрыв и следует считать главным авангардистким элементом в работах Шагала — отрыв от общей жизни из-за невозможности в ней существовать в силу национального происхождения и индивидуальных взглядов.

Марк Захарович Шагал. Автопортрет с семью пальцамиМарк Захарович Шагал

Автопортрет с семью пальцами
1913
Малевичу, впрочем, подобного отрыва не хватало — он, подобно Маяковскому, видел будущее искусства в отрицании его прошлого. Идея основанного Малевичем супрематизма лежит в использовании простейших геометрических фигур и доминировании цвета над остальными свойствами живописи

Казимир Северинович Малевич. Девушки в полеКазимир Северинович Малевич

Девушки в поле
На выставке представлены три картины, которые должны, по задумке Малевича, стать основой будущего чистого искусства — «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». Именно комбинации подобных фигур и их наделение цветами предназначены были задать искусству вектор в развитии. «Девушки в поле» или «Человек в супрематическом ландшафте» очень точно демонстрируют, что конкретно Малевич имел в виду под простейшими фигурами и доминированием цвета.

Казимир Северинович Малевич. Красная конницаКазимир Северинович Малевич

Красная конница
91×140 см.
Казимир Северинович Малевич. Мужчина в супрематическом пейзажеОтноситься к Казимиру Севериновичу можно по-разному — можно последовать примеру девушки, чей голос я случайно услышал возле картины «Красный квадрат»: «О, безумный Малевич. А почему красный квадрат? Он же черный рисовал!», можно быть его фанатом и утверждать, что только это и вправе называться искусством, но неоспорим один факт — он внес свою лепту в развитие художественной мысли, пусть, подобно доминированию цвета на его картинах, его идеи порой и доминировали над художественной ценностью его работ.
Впрочем, последний вывод о Малевиче применим и к «авангардам» в целом — в желании новизны они часто не учитывали интересов аудитории. Впрочем, время все расставило по своим местам: сами идеи, достойные пережить своих творцов, это сделали и смотрят на нас с картин художников начала 20 века в венской художественной галерее Albertina. Идеология же в любом случае проиграла неравный бой форме — картины и искусство пережили и переживут любой социальный строй и государственный режим.Вадим Нагайчук

Павел Николаевич Филонов. Пир королейПавел Николаевич Филонов

Пир королей
1913, 175×215 см.
Выставка продлится до 26 июня 2016 г.

Владимир Васильевич Лебедев. Обнаженная модель

Владимир Васильевич Лебедев
Обнаженная модель
1935

Источник: АРТХИВ

 

Запись опубликована в рубрике Проекты с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *