Геннадий Афанасьевич Устюгов

Родился в 1937 году в городе Токмак Фрунзенской области Киргизской ССР. С 1953 по 1956 год учился в СХШ. Был исключен за увлечение импрессионистами. Занимался в изостудии Дворца культуры им. В. И. Ленина. Сменил множество профессий, работал слесарем, сварщиком, маляром, грузчиком, разнорабочим.

Сегодня имя Геннадия Устюгова мало кому известно. Однако в 1970-е годы его почитали одним  из ярких представителей петербургского андерграунда. Именно тогда этот живописец, график и поэт сформировал свой собственный, индивидуальный стиль, в котором отразились все изломы в изобразительном искусстве рубежа веков — от модерна и символизма до авангарда, экспрессионизма и сюрреализма с примесью наива и примитива. Певучие, изгибчивые линии, растущие как живые существа, наклоняют фигуры людей, раздвигают пространство горизонта, дают очертания деревьям, домам, лодкам. Проведённые чистым синим, красным, чёрным по белому холсту линии длятся, подобно протяжной мелодической ноте, пронизывающей пространство пустоты. Они живо напоминают извивающиеся, струящиеся линии Эдварда Мунка. Впрочем, их природа ближе к светлому и гармонически уравновешенному строю живописи Анри Матисса, чем к томности, страстности, нервической возбуждённости мунковских мазков. Здесь есть отчасти и прямые отсылки, особенно это ощущается в работах с изображением женской фигуры. «Девушка в бане» — сама античная богиня или муза, а есть прекрасные «Весна», «Осень», «Зима», русалки, девушки с цветком и даже с чёртом или фавном на пару, отдалённо смахивающим на козлоногого полубога в античных фантазиях Пикассо.

Мы оказываемся слишком приближены к миру сокровенного, неким матричным  психическим проявлениям Я человека, определяющими все остальные, производные. Кажется, что перед нами развёрнутая картина экзистенциального понимания природы человека — одинокого, «вброшенного» в этот мир, переживающего тоску, отчаяние, страх, и, вместе с тем, просветление, радость. Это мир детства, и как постоянно присутствующая ожившая память, и как повседневные приметы жизни, составляющие быт, неторопливую её канву.