Галина (Геля) Демьяновна Писарева

Галина ПисареваРодилась в 1933 году в Ленинграде. Скульптор, живописец, график. В 1961 году окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР (факультет скульптуры, мастерская В. Б. Пинчука).

 Член союза художников, член независимого некоммерческого творческого объединения «Озерки — деревня художников». Скульптурные и живописные работы художницы представлены в коллекциях Государственного Русского музея, Государственного музея городской скульптуры, Санкт-Петербургского музея игрушки, Музее и галереях современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург), Тюменского областного музея изобразительных искусств; частных собраниях в России и за рубежом.

Одним из источников вдохновения для художницы уже много лет служит образ Параскевы Пятницы. Согласно древним верованиям восточных славян святая Параскева считалась покровительницей земли и воды. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, в домашних трудах и в поле, отсюда и пошло выражение: «Параскева Пятница — бабья святая».

Женщины, занимающиеся повседневной работой, — основные герои как скульптурных композиций, так и живописных работ Гели Писаревой. Они стирают белье, носят воду, колют дрова, заботятся о детях, возделывают землю, собирают урожай. В безликих вытянутых фигурах чувствуется неразрывная связь с природой, от них исходит непередаваемое ощущение материнского тепла. В привычных и, казалось бы, незаметных каждодневных трудах и заботах кроется истинное предназначение женщины, которое Галина Демьяновна будто бы заново открывает нам, возвращая в идиллическую русскую деревню, живущую по заветам святой Параскевы Пятницы.

Закончив в 1961 году скульптурный факультет Академии художеств, она многие годы, вплоть до середины 1980-х, спокойно вписывалась в традиционную для тех лет схему существования: скульптурные работы в стиле соцреализма, участие в выставках, официальные заказы…

Все это было до тех пор, пока однажды она не открыла для себя красоту древнерусской деревянной пластики. Это позволило ей обрести творческую свободу, а вместе с ней — и свой индивидуальный, ни на кого не похожий стиль. Отказавшись от тяжеловесной каменной и бронзовой скульптуры, она обращается к иному материалу — дереву, используя принципиально иные методы создания скульптурных форм. В конце 1980-х годов Писарева переезжает из мастерской в центре города в небольшой деревянный дом в пригороде Петербурга. Вдали от городской суеты, в тишине старого дома, в единении с природой создает она свои удивительные скульптуры.

Уклад жизни оказывается соразмерен творчеству. Под ее рукой дерево обретает нужную форму, а затем ярко и щедро расписывается. Небольшие по размеру фигуры порой выстраиваются в целые рассказы-композиции, обрастают интерьерными подробностями, а иногда своеобразными скульптурными пейзажами.

Ее многочисленные женские фигурки, все эти «Бабки», как их любовно называет сама художница, не живут, не действуют, не стоят, они словно предстоят перед миром — без надрыва и внутреннего надлома, но с тихой радостью даже в печали, душевной простотой и смирением.

От того они, наверное, одинаково могут жить и в пространстве дома, и в небольшом саду — на белоснежном зимнем фоне или в буйном цветении летних красок. В последнее время художница все чаще обращается к живописи, создавая лиричные, тонкие по цветовым отношениям пейзажные композиции, образующие вместе с ее скульптурами единое художественное целое.

«Мне кажется, надо просто выражать себя, хочется тебе писать, хочется скульптуры делать и делай, и радуйся этому — по-моему, так надо. А что уж потом будет, это не важно. Самое главное — делать, что тебе хочется, делать честно и любить это». «Я вот не знаю, почему хочется писать. Это что-то такое свыше. Один пишет, ты смотришь — и ничего, а другой пишет, и хочется после него пойти домой и тоже чего-то делать. Есть значит у человека там что-то, что трогает. Что-то, после чего ходишь и думаешь: «Вот надо же! Как здорово!» (Г.Д. Писарева)

 

Живопись: холст/масло

Живопись: картон/масло

Графика

Живопись: бумага/смешанная техника (гуашь/акрил/акварель)

Пастель