Художественный мир Роберта Лотоша.

13.09.2015      13.30
Читает Сабина Рзаева

«Скульптура обросла пафосом, для меня важно,
чтобы это было лишено героизма и пафоса.
Поэтому у меня сюжет — это танец,
швейная машина, женщина красит губы».
Роберт Лотош.

rimskaya-kopiya-s-grecheskogo-originala_resizeРоберт Лотош родился в Ленинграде в 1953г. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в 1982 г. (мастерская М.К.Аникушина). Участник городских, российских и зарубежных выставок с 1981 года. Член Союза художников России с 1985 г. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.

Лотош. Дипломная работа. У реки

Сидящий натурщик

Раннее творчество Роберта Лотоша характеризуется некоторой инертностью вкупе с точной и ясной трактовкой формы. В дальнейшем, в его работах появится больше выявленной эмоциональности. Если фактура ранних работ гладкая, обработанная, полированная, то впоследствии возникает грубая, рубленая манера в обработке поверхностей. Реалистичность, точное следование натуре сменяется более смелой работой с формой, с гиперболизацией деталей, элементами примитива.

В числе своих художественных кумиров-учителей скульптор видит Марино Марини, Вильгельма Лембрука, Генри Мура. Работает Лотош, как правило, в камне и дереве, реже в керамике и бронзе.

Прослеживается несколько основных сюжетных линий, интересующих мастера на протяжении творческого пути:

Лотош. швейная машинка

Швейная машинка

— Тема сидящего натурщика, начатая в дипломной работе «У реки». 1983г.
— Тема материнства (Материнство, середина 1980-х, бронза, «Материнство», к. 1980-х, мрамор)
— С начала 1990-х появляются погрудное «Нашептывание», «Признание» (названное также автором «Давид и Вирсавия»), «Танец», серия керамических рельефов «Поцелуи».
— В зрелый период творчества, с конца 1990-х, скульптор возводит в элемент искусства такие обыденные вещи как швейная машинка – создавая ее в керамике и других материалах.

Давид.

Давид.

Развивает скульптор также и религиозную тему: ветхозаветный царь Давид предстает то в образе пастуха с овечкой, так и как царственная особа. Привычно одухотворенный, возвышенный образ псалмопевца Давида предстает здесь в новом решении: образ сидящего человека замкнут в цельную, плотную, почти кубистическую форму. Крупные объемы, части тела слиты воедино. Акцент сделан на огромных грубых руках и на лире. Черты лица обозначены схематично, главное здесь — это открытый рот поющего.

Блюз

Блюз

Скульптура «Блюз»- фигура человека почти не выходит за пределы вертикального объема: руки едва намечены, слиты с телом, выделены лишь кисти рук и ноги. Лотош намерено искажает, играет с силуэтом, скособочивая фигуру музыканта с узкими плечами. Большее внимание уделено здесь лицу – характерны усиленно надутые щеки, приподнятые брови.

Как и М. К.Аникушин, Лотош использует принцип подчеркнутого перехода форм, хотя на первый взгляд его работы не имеют ничего общего с произведениями Аникушина.

Парижанка

Парижанка

Такие произведения, как «Разговор» (мрамор, 1999), «Танец» (дерево, роспись, 2007), «Геракл»(«Римская копия с греческого оригинала». Гранит, 2011), «Парижанка» (гранит) выполнены из разных материалов и имеют разные темы, но они объединены общим принципом формообразования — цельность и лаконичность.

Геракл. Римская копия с греческого оригинала

Геракл. Римская копия с греческого оригинала

Лотош заостряет переходы одних объемов в другие, почти рубит форму, особенно ясно это видно в «Геракле». Акцентированы основные плоскости, человеческое тело решено подобно кубу — передняя плоскость, бока и спина(задняя плоскость). Могучая фигура Геракла лаконично вырастает из такого же мощного постамента. Фигура лишена каких-то дробностей, излишних деталей – это свойственно всем работам Лотоша.

Юдифь

Юдифь

Если мраморные его работы имеют разнообразные фактуры, например, как в «Танце», «Юдифе». Скульптор использует как гладкие поверхности, так и необработанные или намеренно рифленые поверхности. В гранитных парковых фигурах Лотош использует в основном гладкую поверхность.

Работы Роберта Лотоша имеют отчетливый монументальный характер, их рубленные, монолитные объемы естественно вписываются в окружающее пространство. «Биноколь», «Геракл», «Парижанка» — это все парковые памятники.

Разговор по телефону

Разговор по телефону

Свои деревянные скульптуры художник почти всегда раскрашивает (серия работ«Говорящая по телефону» образу людей с трубкой и другие). Эти работы выполнены с известной долей иронии и добродушной насмешки.

Как уже становится понятно, скульптор часто играет с классическими мотивами («Геракл»), но обращается он и глубже — к этрусской культуре, используя прямые цитаты из надгробных памятников («Этруски»), или к средневековой европейской традиции. Он упрощает формы, достигает большой степени условности и обобщения, доводя почти до примитивизма свой метод.

Этруски

Этруски

Поцелуй

Поцелуй

Работает скульптор также и в керамике, особенно интересна его серия «Поцелуев». Небольшие, лаконичные керамические рельефы, покрытые цветной глазурью.

Бронзовые работы Лотоша отличаются такой же заостренностью переходов объемов, может чуть более сглаженной. Их поверхность почти всегда сохраняет структуру гипсовой лепки («Женский торс. Венера»).

 Произведения Роберта Лотоша  находятся в Государственном Русском музее, Музее городской скульптуры, Коллекции современного искусства Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург), в Министерстве культуры России, в Союзе художников России (Москва); в частных собраниях России, Германии, Голландии, Дании, Израиля, США, Швеции, Финляндии, Франции и др. стран.

Запись опубликована в рубрике Лекторий с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *